ЦЕНТРОВКА ВАЛОВ

Предварительная центровка агрегатов — залог безаварийной эксплуатации привода. Не сверяя соосность валов, владельцы машин и механизмов рискуют своим имуществом, а в некоторых случаях и жизнью операторов или случайных прохожих. Возникающее из-за отсутствия соосности радиальное биение разрушает валы, муфты, кожухи и подшипники, вынуждая оплачивать ремонт оборудования. В тяжелых случаях такое биение разваливает крепление агрегата к опоре или фундаменту. Потерявший опору агрегат приходит в полную негодность — крутящий момент разбивает ротор и корпус, осколки которого повреждают стены, несущие конструкции и окружающих людей.

ООО Рободинамика поможет избежать такого сценария, предложив заказчику быструю проверку муфт и валов на соосность. На основе наших рекомендаций можно провести точную регулировку положения роторов, устраняя или снижая до безопасного уровня разрушительное радиальное биение. Метрологи фирмы готовы выехать в любой регион России со всем оборудованием, необходимым для измерения биения.

Разновидности расцентровки

В идеальных условиях геометрические оси совмещенных агрегатов или узлов находятся на одной прямой. В реальности положение вала одного механизма не совпадает с центральной осью другого аппарата в 99 случаях из 100. Этот дефект возникает из-за прогнозируемых отклонений (допусков на изготовление и сборку деталей) или брака в работе монтажников. Вследствие этих причин возникают следующие виды несоосности:

  • параллельные (радиальные) дефекты — в этом случае выверка валов обнаруживает смещение без пересечения осей;
  • угловые (торцевые) дефекты — такая расцентровка возможна при пересечении осей в зоне муфты;
  • смешанные дефекты — здесь осевые линии валов смещаются и пересекаются за границами соединительной муфты.

Параллельная несоосность измеряется в миллиметрах. При измерении углового отклонения указывается величина зазора (в миллиметрах) на каждые 10 сантиметров длины вала. Совмещенная расцентровка обозначается как параллельное и угловое отклонение.

В большинстве случаев при соединении валов двух агрегатов возникает смешанная расцентровка, с взаимным смещением и перегибом валов. Если ее величина не влияет на рабочие характеристики и срок службы узлов и механизмов — дефект соосности игнорируется. В ином случае выполняется центровка осей, предполагающая регулировку положения роторов и другие мероприятия.

Дополнительные факторы влияния на валовое центрирование

К дополнительным факторам, провоцирующим увеличение радиального и торцевого дефекта, относят:

  1. Отклонение ротора от горизонтального положения — ошибки при монтаже приводят к сокращению срока эксплуатации оборудования.
  2. Недостаточное затяжное усилие крепежных болтов — любое ослабление крепежных узлов нарушает общую центровку механизма.
  3. Низкое качество подшипников — дефекты в узлах скольжения и качения приводят к увеличению радиального биения.
  4. Повреждения рамы — трещины и каверны в балках провоцируют нарушение центровки во время эксплуатации оборудования.
  5. Неравномерную осадку основания — из-за этого возникают дефекты рамы и отклонения валов от горизонтали.

Инженеры ООО Рободинамика не начинают проверять ось ротора до того, как выполнят исполнительную съемку основания. В процессе геодезической съемки фундамента определяются фактические габариты и планово-высотное положение всей конструкции. Отклонение от проектных величин фиксируется в отдельном документе. Полученные данные влияют на предлагаемые способы центровки, позволяя прогнозировать смету и сроки завершения работ.

После завершения предварительных геодезических измерений выполняется проверка центровки роторов, муфт, шкивов и прочих узлов, передающих крутящий момент.

Определение отклонений соосности — основные методики проверки

В метрологии существует два способа определения расцентровки валов:

  • радиально-осевая технология, позволяющая проверять центровку одного из валов при разомкнутой муфте;
  • метод обратных индикаторов основанный на измерении радиального смещения двух валов.

Оба способа предполагают сравнение положения контрольных точек, нанесенных на первый и второй вал (или на полумуфты). Контрольная выверка положения этих точек происходит после разворота первого и второго ротора на 180 градусов. Разворот выполняют дважды, перемещая контрольные точки по вертикали и горизонтали.

Для чистоты эксперимента для выверки положения ротора берут точки удаленные от его оси на максимальное расстояние. Если для съема данных используется лазерный прибор — контрольную точку размещают на специальной штанге, закрепленной на валу.

Метрологи фирмы используют методику обратных индикаторов и лазерные инструменты, что позволяет сократить время измерений. В этом случае достаточно повернуть роторы на угол от 20 до 90 градусов в любом направлении. В этом положении лазерный сканер определяет расстояния:

  • между точками крепления индикаторов;
  • от полумуфты до ближайшей опоры агрегата;
  • между плоскостями опор.

Считывание данных с двух валов позволяет компенсировать ошибки, вызванные осевым люфтом подшипников. Применение лазера обеспечивает прямые замеры в четырех положениях (по крайним точкам в горизонтальной и вертикальной плоскости). После окончания замеров можно переходить к регулировке.

Как выполняется регулировка соосности узлов и механизмов

Если величина радиальной и торцевой несоосности превышает допуск на центровку, стандартную муфту заменяют компенсирующим узлом, который компенсирует возникающее в процессе работы радиальное и торцевое биение. Компенсирующие муфты передают крутящий момент без серьезных потерь и компенсируют биение за счет поглощения нагрузки упругими элементами.

Инженеры ООО Рободинамика предлагают заказчику быстрое и точное измерение соосности до и после установки компенсатора. Предварительная проверка соосности узлов, деталей и роторов машин помогает найти лучшую модель компенсатора. Его параметры определяют по фактическому радиальному и торцевому отклонению, выбирая муфту, способную отрегулировать соосность в этих условиях. Для машин малой и средней мощности подбирают упругие втулочно-пальцевые компенсаторы, а на мощный насосный агрегат ставят компенсирующие зубчатые муфты.

Повторный контроль расцентровки гарантирует долгий срок службы компенсирующего узла. Соединительная муфта сохраняет компенсирующий эффект только в определенном диапазоне угловых скоростей, поэтому проверка полумуфт в рабочем режиме является важной частью мониторинга расцентровки. Кроме того, повторный контроль позволяет избежать последствий динамической расцентровки.

Особенности регулировки динамической расцентровки

После проверки и устранения статической расцентровки (в неподвижных вала и полумуфтах) метрологии фирмы оценивают соосность работающих роторов. Для этого необходимо запустить и отключить агрегат, дождаться остановки муфты и выполнить измерение несоосности:

  • до и после размыкания муфты;
  • на разных начальных углах поворота ротора;

Если результаты замеров укладываются в тройную ошибку измерительного прибора, динамическая расцентровка признается несущественной. Аналогичное решение принимают в том случае, если момент сил, достаточный для поворота ротора на определенный угол, отличается при замерах с разных исходных точек на тройную ошибку измерительного прибора.

Когда результаты измерения показывают значения, превышающие тройную ошибку, метрологи указывают на наличие динамической расцентровки. Косвенным подтверждением этого дефекта считают высокий уровень вибрации на одной или двух опорах агрегата, а также появление в спектре биения подшипников следов, указывающих на вибрацию ротора. При совпадении косвенных признаков и расхождений в измерениях соосности на разных углах поворота необходимо выполнить регулировку узла компенсации.

Центровка соосности при динамическом биении начинается с разворота полумуфт компенсатора относительно друг друга. Кроме того, механики могут подобрать упругие вкладыши с большей или меньшей жесткостью. Если это не помогло, владельцу агрегата придется купить новую компенсационную муфту и заказать услуги по измерению несоосности и регулировке положения роторов.

HİZMETLERİMİZ

Инженеры готовы предложить заказчику комплексные изыскания для проверки несоосности узлов и деталей, передающих крутящий момент. В услугу входят следующие работы:

  1. Проверка фундамента и рамы — геодезисты организуют съемку основания и направляющих лазерным трекером, составляя исполнительный чертеж, на котором указывают все отклонения от проектных размеров.
  2. Центровка ротора в горизонтальной и вертикальной плоскости — лазерный трекер позволяет снять показания с точностью до 0,001мм.
  3. Проверка узлов крепления на «мягкую лапу» — в этом случае проверяется планово-высотное положение всех опор корпуса.

Своевременная центровка роторов и муфт продлевает срок службы агрегатов, а также снижает энергопотребление механизма. ООО Рободинамика готова к сотрудничеству со всеми клиентами. Наши лицензии позволяют проводить метрологические и геодезические измерения в любом регионе России. 

tr_TRTurkish